Отдел лесовосстановления, охраны и защиты лесного фонда. Пиломатериалы считаются одним из самых востребованных материалов в строительстве:  брус, доска, вагонка и другие.
 

Культурные растения

Большинство культурных растений — это растения покрытосеменные (95 процентов). Это не случайно. Они наиболее разнообразны (биохимически и во многих других отношениях), наиболее производительны и отличаются лучшей приспособляемостью к различным условиям среды. Особенно важно то, что они в основном дают растительную пищу человеку и домашним животным. Безусловно, что человек не мог возникнуть в процессе эволюции без покрытосеменных растений. Как хорошо сказал известный русский ботаник М. И. Голенкин, что невозможно себе представить существование человека среди папоротников, хвошей и даже голосеменных. Поэтому именно покрытосеменные растения в наибольшей степени удалось человеку приспособить к своим потребностям.

Культурные растения потому еще имеют большое значение в жизни человека, что это массовые растения: они занимают огромные территории и иногда образуют органическую массу не меньшую, а даже большую, чем естественная растительность (особенно в густо населенных районах).

У культурных растений есть особенности, которые отличают их от дикорастущих растений. Прежде всего, это виды геологически молодые. Человек разумный, как биологический вид, тоже геологически молод, ему не более 40 тысяч лет, а первые культурные растения появились значительно позже, их возраст 10 тысяч лет или может несколько больше, хотя есть и более молодые культурные растения. Сам по себе этот факт представляет большой теоретический интерес. Принято считать, что при естественной эволюции для выработки видов требуются очень большие промежутки времени, а виды культурных растений были созданы человеком за такие короткие сроки. Следовательно, процесс видообразования и в естественных условиях может проходить в более короткие сроки. Но в отношении культурных растений это вполне можно понять, так как одним из важнейших факторов видообразования здесь становится сам человек. Прежде всего, человек искусственно создает культурным растениям лучшие условия среды, поэтому они быстрее растут и развиваются.

С другой стороны, у культурных растений, как правило, отсутствует межвидовая конкуренция, которая столь характерная для растений, живущих в естественных фитоценозах. Это тоже способствует лучшему росту растений. Правда, межвидовая конкуренция может и быть, если в посевах или посадках имеются сорные растения. Но человек борется с сорняками, хотя не всегда эти методы борьбы бывают правильными (например, химические). Иногда межвидовая конкуренция бывает не из-за сорняков, а при наличии смешанных культур, но при правильном подборе растений и при правильной агротехнике она может быть сведена к минимуму. Однако чаще создаются монокультуры, когда возможна внутривидовая конкуренция, которая бывает ожесточенной в естественных фитоценозах с преобладанием особей одного вида (например, в чистых сосновых лесах, березовых лесах, Да и одновидовых травянистых фитоценозах), в этом случае значительное число особей угнетается и погибает. Ничего подобного не происходит в одновидовых культурфитоценозах, так как существуют нормы высева или посадки. Благодаря этому, каждая особь растения находится на определенном расстоянии от других особей, имеет необходимую площадь питания, и растения не затеняют друг друга.

Благодаря тому, что человек создает такие благоприятные условия для культурных растений, они отличаются повышенной изменчивостью. Еще Ч. Дарвин подметил, что культурные растения (так же, как и домашние животные) гораздо более изменчивы, чем дикие виды. Это можно проиллюстрировать следующими примерами. Сравним дикие шиповники и культурные (розы). Диких шиповников имеется довольно много видов, но не так уж они разнообразны по характеру цветков, плодов и других органов. А взять культурные розы, их имеется бесконечное число сортов, отличающихся самым разнообразным цветом лепестков (вплоть до почти черных), махровостью, характером роста (бывают кустистые и штамбовые розы), характером шипов, а то и полным их отсутствием и т. д. Другой пример — фиалка трехцветная. В диком состоянии она очень однообразна, но се культурная форма — анютины глазки — отличается исключительным разнообразием своих цветков. То же можно сказать о диких горошках и культурном душистом горошке. И таких примеров много. Высокая способность культурных растений к изменчивости имеет большое значение в практике селекции, так как увеличиваются возможности для искусственного отбора.
Растительные ресурсы:
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100