Отдел лесовосстановления, охраны и защиты лесного фонда. Пиломатериалы считаются одним из самых востребованных материалов в строительстве:  брус, доска, вагонка и другие.
 

Использование древесины в качестве топлива

Исторически использование древесины в качестве топлива — это самое древнее ее использование. Как только человек научился добывать огонь, а это произошло в мезолите, древесина ему постоянно стала нужна для очагов, которые его обогревали и давали возможность приготовить пищу. И в течение многих тысячелетий дрова были основным видом топлива. Там, где местность была безлесная или малолесная, для топлива использовались и другие растения — кустарники, полукустарники и травы с высокими стеблями. Даже в сравнительно недавнее время приходилось наблюдать, что, например, в Казахстане в Зайсанской полупустыне около местной пекарни лежат целые горы полукустарниковой полыни белой, которая в окрестностях растет в изобилии.

Понятно, что за тысячелетия только ради топлива было истреблено колоссальное количество деревьев, да и некоторых других растений. Но за последние два столетия стали широко использоваться ископаемые виды топлива, правда, экологически вредные, это несколько уменьшило потребность в древесине в качестве топлива, но она все же в значительной степени осталась и сейчас. Даже в нашей стране в сельской местности, несмотря на газификацию, дрова еще часто используются в качестве топлива. А в некоторых странах, даже достаточно богатых лесом, но бедных горючими ископаемыми, основным видом топлива остаются дрова. Сюда относятся такие густонаселенные районы, как страны Африки или Индия. Правда, там нет потребности в топливе для получения тепла (в большинстве случаев), но дрова им нужны для приготовления пищи и в некоторых странах для сжигания покойников (например, в Индии). А лесные ресурсы в этих странах тоже истощены, и дрова стоят очень дорого.

Сейчас во всех странах мира ищут выход из создавшегося положения, поскольку налицо угроза энергетического кризиса, да фактически он уже и наступил. Нельзя допустить дальнейшее сокращение площади лесов вообще, а тем более ради вырубки деревьев специально для топлива. На топливо могут использоваться только деревья, вырубленные при санитарных рубках или рубках ухода за лесом, да и то не все, а только непригодные для иного использования. Также для топлива годятся различные порубочные остатки, которыми нередко захламлены наши леса и вырубки. Для топлива годятся различные древесные отходы лесопильных и деревообрабатывающих предприятий, которые, бывает, гниют или на месте сжигаются без всякой пользы. А в Неаполе, например, стали делать брикеты из сухих листьев деревьев, которые сжигаются и дают сильный жар. Почему бы не использовать так листья у наших листопадных деревьев, особенно в городах, где их обычно без пользы сжигают на улицах или на свалках.

Но в ряде стран нашли другой выход для ликвидации дефицита в древесном топливе, без нанесения ущерба существующим лесам. Это специальная посадка на малоплодородных почвах и всяких неудобьях неприхотливых быстрорастущих пород, предназначенных специально на топливо. В умеренной зоне это могут быть различные виды тополя, включая осину, различные виды ив, ольха и некоторые другие. Размножают их вегетативно, вырастают иногда до 4 м и имеют ствол диаметром до 65 см. Интересно, что такие искусственные посадки практикуют даже в странах, сравнительно богатых лесом, например, в Швеции и Норвегии (в естественных лесах там вообще производятся только санитарные рубки и рубки ухода). Так, в Швеции считают, что 7,5 кубометра древесины ивы энергетически эквивалентны одной тонне сырой нефти. В связи с энергетическим кризисом стали возвращаться к дровяному отоплению и в США (даже планируется подготовить 20 тысяч трубочистов — профессия почти исчезнувшая) и тоже за счет посадки быстрорастущих деревьев, обладающих к тому же хорошей побеговозобновительной способностью.
Растительные ресурсы:
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100